Реформа в идеале должна привести к прямым выборам Совета Федерации: эксперт

Оптимальным вариантом реформы Совета Федерации (СФ) были бы прямые выборы СФ жителями регионов. Такое мнение ИА REGNUM 18 января выразил руководитель региональных программ Фонда развития и

Оптимальным вариантом реформы Совета Федерации (СФ) были бы прямые выборы СФ жителями регионов. Такое мнение ИА REGNUM 18 января выразил руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев , комментируя заявление президента РФ Дмитрия Медведева о необходимости продолжения реформы.

«Хочу напомнить, что Совет Федерации первого состава в 1994-95 гг. был избран населением и только затем был период, когда входили по должности губернаторы, а потом и спикеры парламентов, и только затем, уже в 2000-е годы, была система назначения заксобраниями и губернаторами членов СФ. Эта система действует и по сей день», — отметил Кынев.

«Вся закавыка, вся проблема поиска оптимальной модели упирается в положение Конституции, которая говорит о том, что члены СФ представляют законодательную и исполнительную власть регионов, именно это трактовалось в середине 90-х годов как вхождение по должности. Зачем назначение двумя ветвями власти по одному представителю, на самом деле было бы желание, а найти варианты можно. К примеру, у нас и систему выборов губернаторов на назначение поменяли формально как в той же Конституции. Можно найти формулы и без конституционных изменений. Хотя можно было бы поменять текст, поскольку тот период, когда Конституция считалась неприкосновенным текстом, прошел, у нас изменили сроки полномочий президента и парламента. Уже есть прецедент внесения поправок довольно оперативно в сам текст Конституции. Но даже если сам текст не менять, схему все равно можно изменить, к примеру, одним из вариантов могут быть периодические отчеты членов СФ, избранных от региона, перед исполнительной или представительной властью региона, выполнение неких поручений и т.п.», — полагает эксперт.

«Обсуждались различные варианты превращения таких выборов в вариант референдума, когда заксобрание, допустим, выдвигает список нескольких кандидатов, по которым голосует население. Но мне всевозможные «референдумные» варианты представляются спорными, потому что это не совсем выборы. Выборы все-таки предполагают возможность не только избирать, но и возможность быть избранным, то есть должно быть некое формальное право гражданина становиться кандидатом, а не просто выбирать из тех, кого чиновники отобрали. Это не вписывается в демократические модели», — отметил Кынев.

«В идеале с точки зрения разделения властей было бы правильно, чтобы СФ избирался, — заявил Кынев. — Тем более возникла абсолютная двусмысленность после отмены выборности губернаторов. Получается, что президент предлагает кандидатов на пост губернатора, а затем губернатор назначает членов СФ, косвенным путем назначается самой исполнительной властью половина членов верхней платы федерального парламента, что к никакому разделению властей никакого отношения иметь не может по определению, здесь возникает очевидный смысловой диссонанс».

«Какие варианты могут придумать в наших властных кабинетах, говорить сложно.
15d3
Говорить можно о том, как это должно было бы быть. Власти часто проблему решают так, что это не решение проблемы, а видимость решения. Например, когда вместо либерализации закона о политических партиях снизили численность «поэтапно» с 50 до 45 и с 2012 года до 40 тыс. политических партий, но и 40 тыс. — это предельно завышенная цифра. Не исключено, что реформирование приведет к тому, что какие-то очередные элементы будут поддекорированы, а сама система останется неизменной. Сказать заранее, по какому формату и когда эта идея может быть реализована, затруднительно», — заключил Кынев.

Напомним, 17 января Дмитрий Медведев на встрече с руководством федерального собрания заявил, что совершенствование деятельности Совета Федерации не заканчивается с введением новых принципов его формирования. Новые принципы предполагают, что членами верхней палаты могут стать только граждане, которые избраны в местные законодательные органы, также регионы могут досрочно отозвать своих представителей. По словам Медведева, задача реформы — «вернуть Совету Федерации изначальный политический смысл, которым его наделяет Конституция, а именно: свойства представлять интересы жителей и властей всех российских земель, то есть быть полноценной палатой регионов».